ДАРЬЯ И ТУРЕЦКАЯ БАГЛАМА

9 марта на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоялся концерт, где прозвучало тюркю* «Крепостные развалины» («Kalenin bedenleri»). На суд зрителей был представлен небольшой музыкальный эксперимент. Обычно баглама** звучит соло, но для концерта багламистка Дарья Теплова расписала партитуры для хора Марии Струве (дочери советского композитора Георгия Струве), и композиция прозвучала с вокальным сопровождением. Дарья очень любит Турцию, часто здесь бывает – в Бартыне и Стамбуле. В ее последний приезд в страну нам удалось с ней побеседовать.

— Дарья, как Вы познакомились с таким экзотическим для России инструментом, как баглама?
— Музыкой я занимаюсь достаточно давно. Впервые попала в Турцию, когда мне было двенадцать лет. Меня привезла мама: она хотела, чтобы я посмотрела мир. В тот приезд багламы я не увидела. А потом в Москве появился Российско-турецкий культурный центр, который стал организовывать концерты с участием турецких артистов.
Однажды в Москву приехал Фатих Кысапармак (исполнитель национальной турецкой музыки, композитор – прим. ред.). Тогда я впервые услышала звучание багламы в концертном формате и заинтересовалась этим инструментом. Я подумала, что игра на багламе мне, скорее всего, подойдет: я человек поющий, поэтому идея аккомпанировать себе показалась мне интересной. К тому же звучание этого инструмента «цепляет».
— Влюбиться в багламу – полдела, на ней же нужно еще научиться играть. Каким образом? Я так понимаю, что учителей в Москве единицы. Как Вы нашли преподавателя?
— В то время преподавателей по багламе не было вообще. После длительных поисков мне удалось найти инструмент, следующие полгода ушли на то чтобы найти человека, который мог бы мне помочь хоть чему-то научиться. Мне повезло: в то время в Москве оказался профессиональный музыкант, который зарабатывал на жизнь тем, что играл в ресторанах, но делал это профессионально (у него консерваторское образование). Я его не сразу нашла. Это настоящий анекдот: я ходила по тем местам, где он мог быть. Администратор одного из ресторанов согласилась мне помочь с ним познакомиться. В конце концов мы договорились. Он научил меня основам игры на багламе, но занятия продолжались недолго, потому что он не выдержал суровых климатических условий в Москве и уехал в Турцию.
В то же время я познакомилась с Ильханом – моим нынешним преподавателем. Мы стали общаться по интернету на тему инструментов и игры на них; в итоге я приехала к нему в Турцию и продолжила свои занятия. С тех пор регулярно приезжаю в Турцию на две-три недели.
— Каково быть русской багламисткой? К Вам турки не ревнуют, в том смысле, что Вы, иностранка, на их инструменте играете?
— Скажу честно, долгое время я боялась где-то показываться, потому что, как ни крути, я не турчанка и в Турции не живу. И спеть тюркю, как они, не смогу, потому что от акцента никуда не деться. Я переживала, что будет смешно: как негр с балалайкой. Преподаватель меня убедил: смущаться не стоит, напротив, – то, что я играю на национальном инструменте другой страны – очень похвально, ведь это способствует укреплению взаимоотношений между Россией и Турцией.
— Не каждый музыкант, воспитанный на европейской музыке, смог бы сыграть турецкую музыку. Между нотами до и ре не один полутон (до диез или ре бемоль), а значительно больше. Как Вам удается во всем этом разобраться?
— На это уходит много времени. Действительно, музыкальные традиции Востока и Запада очень отличаются. Я, например, ни разу не видела, чтобы здесь расписывали оркестровки (изложение музыкального произведения для исполнения оркестром в виде нотного текста – партитуры – прим.ред.). У нас принято играть по нотам – так, как композитор написал, а в Турции это считается дурным тоном. Здесь дают только мотив, а дальше ты должен привнести что-то от себя. Если ты этого сделать не можешь, значит ты не состоялся как музыкант. Играя какой-нибудь мотив, ты должен обязательно его украсить – это называется «yorum» (в пер. с тур. – «комментарий»).
— А как Ваши друзья-музыканты в России отреагировали на Ваше увлечение багламой?

Check Also

Памуккале: туда и … снова туда

Что ни говори, а путешествовать — одно из самых крутых занятий в жизни! И вдвойне …

Добавить комментарий