Странная симфония. Поют турецкие напевы, в них вплетается русская шарманочная «Разлука», стоны уличных торговцев, гудение трамваев. И вдруг загорается Константинополь в предвечернем солнце. Виден господствующий минарет, кровли домов. Стоит необыкновенного вида сооружение, вроде карусели, над которым красуется крупная надпись на французском, английском и русском языках: «Стой! Сенсация в Константинополе! Тараканьи бега!!! Русская азартная игра с дозволения полиции». «Sensation a Constantinople! Courses des cafards. Races of cock-roaches». Сооружение украшено флагами разных стран. Касса с надписями: «В ординаре» и «В двойном». Надпись над кассой на французском и русском языках: «Начало в пять часов вечера», «Commencement а 5 heures du soir». Сбоку ресторан на воздухе под золотушными лаврами в кадках.
Надпись: «Русский деликатес – вобла. Порция 50 пиастров». Выше – вырезанный из фанеры и раскрашенный таракан во фраке, подающий пенящуюся кружку пива.
Лаконическая подпись: «Пиво». Выше сооружения и сзади живет в зное своей жизнью узкий переулок: проходят турчанки в чарчафах, турки в красных фесках, иностранные моряки в белом, изредка проводят осликов с корзинами.
Лавчонка с кокосовыми орехами.
Мелькают русские в военной потрепанной форме.
Слышны звоночки продавцов лимонада. Где-то отчаянно вопит мальчишка: «Пресс дю суар!»…
«Бег», М.Булгаков
араканьи бега называют одним из символов русской эмиграции. Указывается даже дата: 8 мая 1921 года – день, когда приехавшие с того берега Черного моря «русы» порадовали Константинополь очередной сенсацией. Говорят также, что это было их абсолютным новаторством – привыкшие к столичной жизни и развлечениям «на широкую ногу» русские, не имея возможности организовать в новой стране пребывания скачки, придумали забаву попроще, но не менее азартную, и, более того, приносящую неплохой доход. В то время турецкая столица была оккупирована французами и англичанами, которыми и были запрещены все виды игорных развлечений, включая лото. Находчивость русских, их вклад в дело азартного времяпрепровождения считается уникальным и потому был незамедлительно прославлен.
Считается, что первым о тараканьих бегах написал в 1921 году в журнале «Зарницы» Аркадий Аверченко в нескольких фельетонах («О тараканах, гробах и пустых внутри бабах», «Космополиты»), а дальше эта тема часто встречалась в рассказах и пьесах разных авторов.