Анна Чубученко, меццо-сопрано
Лауреат международных конкурсов, лауреат премии фонда Ирины Архиповой.
Родилась в 1967 году в Одессе (Украина).
В 1994 году с большим успехом дебютировала на сцене театра La Fenice (Венеция, Италия) в партии Марины Мнишек в постановке оперы Мусоргского «Борис Годунов». Партнерами Анны были такие знаменитые певцы, как А.Кочерга (Борис), Ю.Веденеев (Рангони), В.Таращенко (Самозванец).
В 1997 году с Саратовским академическим театром оперы и балета блестяще выступала в Мюнхене (Германия) в партиях Марфы («Хованщина» Мусоргского) и Сонетки («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича).
С 1999 года – ведущее меццо-сопрано Башкирского государственного театра оперы и балета. Постоянный участник фестивалей и концертов «Ирина Архипова представляет» (Москва, Казань, Самара, Челябинск).
В июне 2005 года по приглашению Министерства Культуры Турции приняла участие в Международном фестивале оперного и балетного искусства «Аспендос XII», где исполнила партию Амнерис («Аида» Верди) в постановке Анкарского государственного театра оперы и балета.
С сентября 2005 года была приглашена для работы в качестве ведущей солистки оперы в Измирский государственный театр оперы и балета (Турция), где и работает по настоящее время.
Работала с такими дирижерами, как: А.Анисимов, Ю.Кочнев, Ф.Мансуров, А.Ведерников, А.Платонов, В. Бражник, А.Людмилин, Н.Абасси, Б.Хоиник, А.Самуилэ, Т.Варас и др.
Репертуар:
Мусоргский: «Борис Годунов» (Марина Мнишек), «Хованщина» (Марфа)
Чайковский: «Пиковая дама» (Полина), «Евгений Онегин» (Ольга)
Римский-Корсаков: «Майская ночь» (Ганна), «Царская невеста» (Любаша), «Снегурочка» (Весна)
Бородин: «Князь Игорь» (Кончаковна)
Шостакович: «Леди Макбет Мценского уезда» (Сонетка)
Вагнер: «Тангейзер» (Венера)
Верди: «Аида» (Амнерис), «Трубадур» (Азучена), «Реквием»
Бизе: «Кармен» (Кармен)
Масканьи: «Сельская честь» (Сантуцца)
Моцарт: «Реквием»
Чилеа: «Адреана Лекуврер» (принцесса де Буйон)
Пуччини: «Мадам Баттерфляй» (Сузуки)
– Как состоялось Ваше первое знакомство с оперой в Турции?
– Весной 2005 года в Уфу приехал директор Измирского государственного театра оперы и балета в поисках балетмейстера и меццо-сопрано. Через несколько месяцев из Измира мне поступило официальное приглашение на должность ведущей солистки, которое я одобрила. Летом того же года руководство из Анкары предложило мне поучаствовать в Международном фестивале оперного и балетного искусства «Аспендос XII», ежегодно проходящем в Анталье. В 2006 году, когда руководство фестиваля «Аспендос ХIII» опять начало искать мои координаты для исполнения роли Амнерис в постановке «Аида», директор Измирского государственного театра оперы и балета сообщил им, что я уже работаю в Турции и найти меня не составит большого труда.
– Приехав в 2005 году в Анталью, ощутили ли Вы, что Турция станет Вам близка и впоследствии Вы захотите остаться здесь жить и работать?
– Когда я приехала сюда, мне все пришлось по душе: красота Аспендоса, то, как проходили репетиции, коллектив, сам фестиваль. Сразу поразило буйство красок, обилие цветущих деревьев, сочетание красоты моря и гор. Может, немного прагматично, но порадовал даже элементарный комфорт отеля, в котором мы проживали. Хотя ощущения, что я останусь здесь жить и работать, сразу не возникло.
– Когда Вы начинали работать ведущей солисткой в Измирском государственном театре оперы и балета, тяжело ли было адаптироваться к другому языку и культуре?
– Да, в первый год было очень тяжело. Мало того, что надо было преодолевать языковой барьер, так еще и моя семья продолжала жить в России, и это сильно угнетало. Любимое море, красивая природа, турецкий колорит, который мне тоже очень нравился – все, что в обычной жизни доставляет много положительных эмоций, казалось бесцветным и безрадостным. Общение с мужем и дочерью происходило, в большинстве своем, при помощи сообщений в мобильном телефоне. Без семьи я очень остро ощущала одиночество в чужой для меня стране. Дочь в это время пошла в первый класс, а меня не было рядом…
– Как они отнеслись к идее переезда в Турцию?
– Семья поддержала мою идею. Любимый муж сказал, цитируя самураев: «Не знаешь, что делать – делай шаг вперед». После переезда у нас появился круг турецких друзей, которые оказывали нам всевозможную помощь и поддержку, за что им огромное спасибо.
– Было ли дочери сложно привыкнуть к турецкой школе и сверстникам?
– Сначала мы боялись отдавать ее в турецкую школу, так как у дочери не было языковой подготовки. С другой стороны, мы не знали, будет ли у меня продолжен контракт, поэтому обучали ее дома по российским учебникам. После окончания начальной школы мы все же решились отдать ее на обучение в турецкую среднюю школу. Нам очень повезло – там был педагог, который занимался с иностранцами турецким языком. Благодаря этому преподавателю дочь начала хорошо говорить по-турецки и, окончив среднюю школу, уже поступила в лицей.
– Обучаете ли Вы оперному пению в Турции? В каком возрасте лучше всего начинать занятия вокалом?
– Да, обучаю. Параллельно с работой в Измирском государственном театре оперы и балета я преподаю в Yaşar Üniversitesi в Измире. Занятия вокалом лучше начинать в среднем в 16-18 лет. Но это большая отдельная тема для разговора, так как многое зависит от особенностей организма, каждый случай индивидуален.
– Насколько отличается подход, условия и общая атмосфера работы в оперных театрах на родине и в Турции?